Диски vsmpo

Ковка или литье: что лучше?

Всё зависит от задач.

Литые объекты являются более прочными и твёрдыми, но хрупкими. А кованые – более пластичными и менее жесткими. Поэтому, например, оконные решетки лучше сделать методом ручной ковки. А крупную цельную деталь, которая должна выдерживать серьезные нагрузки, лучше создать методом литья. Например, лестничные ступени или плитку лучше отлить из сплава.

Кованые изделия легче поддаются ремонту – элемент можно приварить или скрепить методом обжима (холодной ковки). Литые изделия при появлении трещин не поддаются ремонту. Причина в том, что чаще всего причиной раскола являются внутренние полости, образованные при застывании металла.

Литые предметы могут служить несколько веков, они более устойчивы к коррозии и не требуют постоянной обработки. Кованые изделия требуют ежегодной обработки краской.

Как отличить ковку от литья?

Кованые предметы будут иметь больше фактуры – сделанные руками мастера, будут иметь и неровности, и шероховатости, которые придадут шарма. Даже отшлифованные, будут иметь следы окалины. Литые всегда более гладкие и блестящие, чаще более тяжелые.

Где больше творчества и уникальности?

Считается, что получить эксклюзив проще с помощью ручной ковки. Действительно, ковка — это менее трудозатратный процесс, а значит, более доступный. Создание шедевра сосредоточено в руках одного мастера. Даже если он захочет повторить творение, оно будет все равно другим – ведь многое зависит от исходного материала, настроения, от того, «как рука ляжет».

Однако и ковка и литьё позволяют получать как серийные изделия, так и уникальные. При литье однотипные товары создают с помощью многоразовых (обычно чугунных) форм, в которые многократно наливают расплавленный металл. Для получения единичных изделий (например, статуи) литейные формы делают из недорогого металла. При ручной ковке можно также автоматизировать процесс и получать повторяемые изделия за счет применения станков и различных обжимов.

Итак… Литьё или ковка? Решение принимать вам! Мы же поможем в реализации любых задумок в металле путем ручной ковки.

Enkei

Продолжает наш ТОП — мировой лидер по производству легкосплавных дисков японская компания Enkei, которая долгие годы снабжает своей продукцией мировые автоконцерны по всему миру.

Хоть, часть заводов этого производителя и перенесена в Китай, это никак не сказывается на эксплуатационных характеристиках. Диски этого производителя очень прочные и имеют качественное покрытие, устойчивое к коррозии.

При производстве дисков Enkei применяется особая технология литья, позволяющая отливать диски с полыми спицами, которые облегчают вес диска и устойчивы к изгибанию. Так что, с такими дисками водителю обеспечена четкая реакция автомобиля на повороты рулевого колеса. Кроме того, диски подвергаются термической обработке, что делает их более прочными, пластичными и упругими, а также предотвращает образование трещин даже при сильных ударах.

Что касается ассортимента, то есть варианты на любой вкус и цвет от бюджетного, до премиального ценового сегмента, диаметром от 15 до 22 дюймов. Так что можно будет найти подходящий вариант практически на любой автомобиль.

Наиболее популярные производители

Большое количество производителей иногда ставит автовладельцев в тупик при выборе автомобильных дисков.

Штампованные диски

KFZ постоянно работает в направлении разработки новых технологий для создания штампов. Диски этого бренда славятся качеством и большим наименованием продукции представленной на автомобильном рынке. Большой ассортимент типоразмеров позволяет выбрать диск на любой автомобиль.

Kronprinz – немецкое качество. Эта фирма была основана более 110 лет назад и до сих пор востребована в кругу автолюбителей. Обода сделаны из высокопрочной стали, по собственной технологии нанесения лакокрасочного покрытия. Именно это ставит их в средневысокий диапазон стоимости.

Mefro является творением немецких инженеров, но заводы-изготовители расположены во всем мире. Колеса высокой надежности при минимальной стоимости.

Литые диски

Alutec – самая узнаваемая фирма в сегменте литых дисков. Особые технологии производства и контроль качества продукции привели к появлению колесных ободов, которые удовлетворяют большинство автолюбителей. Здесь и сногсшибательный дизайн, и серьезная прочность, и цена не кусается.

SKAD – плод усилий российских инженеров. Диски получают путем литья под низким давлением. Вы найдете детали по дизайну и подходящей цене.

КИК – еще один российский производитель. Качество на первом месте при высокой доступности колес, так можно охарактеризовать данного изготовителя. Производство КИК расширяется, применяются новые решения. Для производства используется немецкое оборудование. Большое множество дизайнерских вариантов дает возможность выделиться.

Кованые диски

Slik – компания, которая позиционировала себя как производитель дисков для автоспорта. Российский производитель применяет сырье высокого качества, из-за чего обода получаются соответствующими. Из минусов – недостатки лакокрасочного покрытия.

OZ Racing – еще один любимец владельцев «Гранты». Итальянцы выпускают кованые колеса высокого качества и неповторимого дизайна, поэтому бренд пользуется уважением у автолюбителей. Компания существует с 1971 года. Большую популярность OZ Racing принесли колеса, используемые в гонках F1 и на авто WRC.

Enkei – эта компания берет свои истоки в Японии. Она начала выпускать автомобильные диски первыми в стране. Для специальных линеек применяется технология литья с раскаткой обода. Это диски, за которые можно отдать не так много денег по сравнению с конкурентами.

Лучшие отечественные производители литых дисков

На сегодняшний день в России имеется около двадцати производителей литых дисков, но мы выделим лишь четыре из них. Каждая компания в нашем рейтинге известна высоким качеством собственной продукции, адекватной ценовой политикой, а также положительными отзывами в их сторону со стороны автовладельцев, использующих диски производства той или иной компании из нашего рейтинга.

Neo Wheels

Neo Wheels

Будучи довольно известным производителем, компания Neo Wheels заслуживает быть в нашем рейтинге. Основанная еще в 2005 году, она начала выпуск литых дисков для колес, расположив все производство в Российской Федерации, а именно на заводе «Азов-Тэк» в городе Азове, расположенном в Ростовской области.

Завод известен своими литыми дисками, выпускаемые под брендом Tech Line, а также более свежим брендом NEO WHEELS. У данного производителя диски полностью отвечают всем гарантийным требованиям автопроизводителей, а потому их можно устанавливать безо всяких переживаний, что что-то будет не так.

Автовладельцы хорошо отзываются о дисках данного производителя, отмечая качество, стоимость и соответствие характеристикам, обещанных производителем.

Плюсы

  • высокая степень качества;
  • сопротивляемость внешним негативным факторам;
  • долговечность;
  • хорошая цена;
  • приятный дизайн.

Минусы

нужна балансировка при установке.

Колёсные диски Neo Wheels

K&K

K&K

Главный принцип отечественной компании K&K — безопасность в сочетании с надежностью. И именно поэтому данный производитель широко известен на отечественном рынке. У него имеется широкий ассортимент литых дисков для колес диаметром от 13 до 20 дюймов.

Продукцией данного производителя оснащаются колёса различного типа автомобилей, начиная от простых седанов, заканчивая массивными внедорожниками. Соответствие ГОСТу лишь сильнее укрепляет доверие к данному производителю.

Производитель гарантирует долговечность продукции и исключает её деформацию.

Поскольку вес дисков от данной фирмы немного больше обычного, они замедляют автомобили, особенно спортивные.

Плюсы

  • пожизненная гарантия качества;
  • доступная цена;
  • долговечность продукции;
  • приятный внешний вид продукта.

Минусы

тяжелые диски из-за особенности литья.

Колёсные диски K&K

iFree

iFree

Считается передовым отечественным производителем, который использует доступные мощности завода в Красноярске. Установка современного оборудования позволило предприятию перейти на производство весьма качественных колесных дисков.

В отличие от других компаний, iFree предлагает возможность «примерки» литых дисков на вашу модель автомобиля. Это помогает облегчить выбор и найти наилучший из возможных вариант дисков для колес на ваш автомобиль.

Современная технология изготовления дисков для колес не позволит утяжелить вес автомобиля, поскольку сами диски будут легкими. А раз машина становится легче, значит, и ездит лучше.

Из-за объемной конструкции диска автолюбители в своих отзывах отмечают необходимость покупки покрышки с защитным бортом для обода.

Плюсы

  • высокое качество;
  • легкая установка;
  • доступная цена;
  • множество вариаций исполнения.

Минусы

модификации “под заказ” приходится ждать.

Колёсные диски iFree

CKAD

CKAD

Известный отечественный производитель, продукцию которого любят и в Европе. Особенно сильно её любит Германия из-за высокого качества дисков.

Производство данной компании расположено в Красноярском крае, а если быть точнее, то в самом Краснодаре. Высокое качество продукции обусловлено наличием высокотехнологичной аппаратуры для производства этих самых дисков. Помимо отечественной линии, завод «Скад» имеет производственные линии для Европы и Японии.

Кстати, про Германию. Большинство немецких автомобилей, например, Volkswagen, имеют диски именно этой фирмы. По этой причине компанию Skad наградили различными дипломами и сертификатами, сделав компанию одним из крупных поставщиков первого уровня в страны Европы и Азии.

Все диски компании Skad проходят многочисленные проверки и допускаются к продаже после успешного прохождения даже самых жёстких тестов.

Как правило, их производят путем литья алюминиевых сплавов при низком давлении. По этой причине диски данной компании прекрасно подходят для передвижения по простым и трудным дорогам.

Установка дисков требует балансировки, но она проходит не слишком сложно.

Именно литые диски СКАД, судя по отзывам, лучше всего подходят при пересечении разбитых дорог.

Плюсы

  • доступная ценовая политика;
  • металл высокого качества;
  • долговечность;
  • внешнее исполнение – на пятерку;
  • модификации ведут к разнообразию ассортимента, что хорошо для автолюбителей.

Минусы

в первое время использования отмечается резкий запах.

Колёсные диски SKAD

Современный ассортимент дисков

Вековую историю имеют стальные диски, которые устанавливались на все автомобили в мировом масштабе. С появлением литых моделей от предыдущих экземпляров никто не поспешил отказываться. Для литых дисков характерны свои преимущества, которые выражаются в привлекательности и более высокой надёжности. Но всё портит высокая стоимость. Последними были разработаны кованые модели, которые во многом превосходят своих собратьев. Но опять дороговизна становится камнем преткновения. Такой ассортимент продукции заставляет пользователей задуматься о том, что лучше будет для их автомобиля, в чём заключается разница и какой выбор будет наиболее целесообразным.

Человечеству ещё не удалось создать идеальные автомобильные диски, которые смогли бы удовлетворить все потребности автовладельцев и по каждому своему параметру превосходить существующие аналоги

Каждому пользователю приходится выбирать наиболее приемлемый вариант, анализируя плюсы и беря во внимание минусы

Подрессоренная и неподрессоренная масса

Для лучшего понимания закономерности между весом колеса автомобиля и его динамическими характеристиками необходимо учитывать все силы, которые воздействуют на транспортное средство во время движения

Опытные инженеры и конструкторы на автомобильных заводах всегда обращают внимание на один важный показатель – на разницу между неподрессоренной и подрессоренной массами авто

С точки зрения инженерной науки к подрессоренной массе относятся все элементы и детали транспортного средства, которые располагаются между рессорой и кузовом (т.е. отделены от дорожного полотна). И наоборот, неподрессоренная масса – это все то, что располагается между дорогой и рессорой автомобиля. Если грамотно перераспределить пропорцию этих двух показателей, то можно увеличить эффективность торможения, улучшить плавность хода и увеличить динамические качества автомобиля.

Японские диски

Среди азиатских производителей лучшими можно считать японские бренды. Большинство из них выпускаются на полностью роботизированных предприятиях и отличаются высочайшим качеством и надёжностью продукции.

5-zigen – одна из известных японских компаний, выпускающих отличные диски и множество других авто компонентов для тюнинга.

Advan – бренд принадлежит японской компании Yokohama, имеющей столетнюю историю выпуска шин, колёсных дисков и прочих комплектующих для автомобилей.

Enkei – очень известная японская компания, занимающаяся выпуском колёсных дисков уже более 50 лет, причём на любые автомобили, включая грузовики.

Yamato – точное название «Yamato Japan» — хорошо знакомый российским автовладельцам японский бренд, выпускающий качественные и надёжные диски.

Kosei  — компания начинала с производства комплектующих для самолётов и с успехом перенесла этот опыт в производство автомобильных колёсных дисков.

Rays – известный японский производитель колёсных дисков, выпускающих множество моделей под разными брендами.

Yokatta – бренд появился в середине нулевых годов, его продукция выпускается по технологии «жидкой ковки» собственной разработки.

Weds – в этих дисках воплощены японская надёжность, точность и стиль.

Work – японский бренд, выпускающий премиум-модели дисков.

Составные диски

Составные диски изготавливают из двух частей — литой и кованой. Согласно технологии, кованый обод с помощью титановых болтов крепится к литому диску. В свою очередь, обод может быть как цельным, так и разборным.

Составные диски обладают дизайном литых дисков и прочностью, сравнимой с дисками, изготовленными методом ковки. Кроме того, они более ремонтопригодны — в крайнем случае, можно заменить обод, не заменяя весь диск.

На нашем рынке присутствуют такие бренды как Мarcello, OZ и др.

Плюсы составных дисков:

  • высокая прочность,
  • малый вес,
  • способность к упругой деформации,
  • ремонтопригодность,
  • разнообразие дизайна.

Минусы составных дисков:

самая высокая стоимость.

Лучшие российские производители литых дисков

Скад (SKAD)

Средняя цена на данную модель: 3 300 рублей.

Первый диск Скад был отлит в 2004 году в городе Дивногорске Красноярского края. С той поры компания смогла стать приоритетным поставщиком Ford Motor и Volkswagen, увеличить количество выпускаемых колес до двух миллионов в год и вызвать заинтересованность в своей продукции не только у отечественного потребителя, но даже и у европейского. Диски Скад прошли независимую экспертизу TUV, что позволяет и разрешает их эксплуатацию в странах Западной Европы и США. Дизайн дисков Скад — это как классическая, строгая, сдержанная обувь без изысков, но при этом вызывающая уважение. Это не самые легкие, но зато достаточно прочные, соответствующие действующим стандартам колеса.

  • доступная цена;
  • надежность;
  • прочность;
  • качество изготовления;
  • хорошая балансировка;
  • строгий дизайн.
  • тяжеловаты по сравнению с аналогами;
  • металл мягковат.

Наш рейтинг: 9,5 баллов из 10

K&K (КиК)

Средняя цена на данную модель: 4 650 рублей.

Компания К&К была основана в 1991 году как совместное российско-германское предприятие на мощностях Красноярского металлургического завода. Основой производства было сразу выбрано выпуск колес из алюминиевых сплавов. Технология литья под низким давлением, широко применяемая в мире, позволила нарастить производство и в настоящее время ассортимент КиК насчитывает более 60 дизайнов и 400 типоразмеров, а объемы производства достигают более миллиона колес в год. Налажен выпуск оригинальных колесных дисков для Волжского и Горьковского автозаводов. Продукция К&К прошла государственную сертификацию качества и пользуется необычайной популярностью у российского потребителя.

  • при покраске используется SAM-технология (умные молекулы), защищающая диск от коррозии;
  • гарантия 36 месяцев от даты продажи на лакокрасочное покрытие;
  • пожизненная гарантия на металл и конструкцию колеса;
  • широчайший выбор дизайна и типоразмера;
  • высочайшая применяемость.

есть нарекания на мягкость именно оригинальных OEM дисков, устанавливаемых на автозаводах (Приора, Лада-Калина).

Наш рейтинг: 9,4 балла из 10

Отзывы: «Езжу 4 года на КиКе, особых проблем не замечал. Неплохо держат удар и соответствуют заявленной нагрузке. Торговцы дисками уверяют, что вероятность брака у КиКа меньше чем у Скада, но по качеству они близки. Лакокрасочное покрытие вроде в норме, пара царапин только обнаружилась, но это не напрягает».

Виды колесных дисков

Штампованные стальные колесные диски наиболее распространены в силу их невысокой стоимости: диск 14 дюймов обойдется примерно в 1200-2000 рублей.

Надо отметить, что базовая комплектация многих моделей автомобилей включает как раз штампованные диски, что способствует их широкому распространению. Владельцы таких машин при замене колес зачастую выбирают тот же вариант дисков, что был изначально.

Стальные колесные диски имеют одну очень важную характеристику: если автомобиль, к примеру, попал в яму и колесо оказалось повреждено, диск можно будет выправить и пользоваться им дальше. То есть он не треснет, а только погнется, соответственно будет подлежать восстановлению.

Однако есть у них и ряд недостатков. Например, они довольно тяжелые. Кроме того, все штамповки как правило выглядят одинаково, в связи с чем не вызывают восторг автолюбителей. Правда исправить это несложно – на диск надевается колпак, который может иметь какой угодно вид.

Литой диск

В составе литых колесных дисков уже нет стали, они производятся из сплава алюминия или магния. А это значит, что литые диски гораздо легче штампованных. Кроме того, они обладают большей теплопроводностью – соответственно тепло от тормозных механизмов отводится гораздо лучше.

Литые колесные диски производятся таким образом, что их форма может быть какой угодно, то есть внешне они гораздо интереснее однообразных штампованных и соответственно не требуют приобретения колпаков.

Конечно, есть у таких колесных дисков и недостатки. Во-первых, их высокая цена: за диск 14 дюймов придется выложить от 3000 рублей. Во-вторых, при повреждении диска велик риск, что он уже не погнется, как стальной, а расколется, то есть придется его заменить.

Но в целом эти недостатки не влияют на их популярность.

Кованый диск

Кованые колесные диски изготавливаются совершенно по другой технологии. Они очень легкие (легче предыдущих двух типов) и крайне прочные.

В связи с его прочностью кованый диск при попадании колеса в яму скорее всего не расколется, это является его неоспоримым плюсом. Однако вся нагрузка при ударе перейдет с колеса на подвеску автомобиля, и вот это уже заметный минус.

Что касается внешнего вида, такие колесные диски также не отличаются большим разнообразием – все упирается в технологию, по которой они изготавливаются.

Цена кованых дисков сопоставима с ценой на литые, то есть порядка 3000 – 4500 рублей за 1 диск диаметром 14 дюймов.

Маркировка колесных дисков

Итак, мы разобрались, насколько разными могут быть колесные диски. Выбор типа диска в основном зависит от кошелька и личных предпочтений автовладельца: кому-то важнее ремонтопригодность, кому-то — дизайн, а кому-то нужно и то и другое.

Не взирая на тип и технологию изготовления диска, выбранный вами диск должен подойти именно вашей машине. Для этого производители авто в инструкции к автомобилю четко прописывают допустимые размеры.

Использование дисков, не описанных в технической документации автомобиля, может привести к ухудшению управляемости, динамики, и, в отдельных случаях — к ДТП.

Маркировка колесных дисков имеет следующий вид:

6,5Jx16 5/112 ET35 D67.1,

где 6,5 — ширина обода в дюймах, J (а также H, C) — служебные символы, обозначающие бортовую закраину, наличие и количество буртиков (Н — круглые буртики, С — плоские). 16 — посадочный диаметр обода в дюймах. 5/112 — 5 крепежных отверстий на диаметре 112 мм. ET35 — вылет диска 35 мм. Вылет может быть обозначен также как DEPORT, или OFFSET; D67.1 — диаметр центрального отверстия 67,1 мм.

На диске может быть также указано:

1609 — дата изготовления (в данном случае означает, что диск выпущен в 16 неделю 2009 года). SAE, ISO или TUV — клеймо соответствия международным стандартам. MAX LOAD — максимальная нагрузка на колесо в килограммах или фунтах. MAX PSI — максимально допустимое давление в шине (указывается в фунтах на квадратный дюйм).

Кованные колесные диски – особенности и преимущества

Кованые диски, являются элитой автомобильных колёс. Приобрести такие обода могут немногие автомобилисты, так как стоимость комплекта бывает очень высокой, в несколько раз превосходящей стальные или литые аналоги. Но, покупая кованые диски, автовладелец инвестирует в долгую эксплуатацию. В чём же их особенность и преимущество перед «литьём» или «штамповкой»?

  • Экономия. Уменьшается расход топлива. Официально доказано, что установка кованых дисков экономит до 10% горючего. Дело в том, что облегчение комплекта колёс всего на 16-20 кг, в эквиваленте облегчает машину на 100 -120 кг. Двигателю необходимо вырабатывать меньше энергии, чтобы обеспечить машине заводские характеристики динамики. Кроме этого, подвеска изнашивается менее интенсивно, что также бережёт личные средства.
  • Комфорт. Лёгкие кованые диски меньше подвержены выраженному дисбалансу. То есть, заметно снижается вибрация кузова. Кроме того, облегчается неподрессоренная масса, которая меньше передает силу удара на детали подвески. Автомобиль едет мягче, а водителю и пассажирам заметно комфортнее. Вместе с этим, машина намного отзывчивее и чувствительнее к командам рулевого колеса.
  • Динамика и безопасность. Улучшается разгон и уменьшается тормозной путь. Лёгкий кованый диск проще раскрутить приводным валам, а тормозным барабанам и суппортам — остановить его. Эти характеристики повышают нормы безопасности. Доказано, что облегчённый комплект колёс на 16-20 кг, сокращает тормозной путь на 6-10 метров. Тест проводился на легковых седанах класса: A, B, C и D. На автомобилях премиум класса и кроссоверах, также улучшается динамика разгона и сокращается тормозной путь. Но стоит сказать, что автомобили премиум сегмента, в большинстве случаев, уже на конвейере комплектуются коваными дисками.
  • Продолжительный ресурс. Кованые диски отличаются повышенной прочностью, по сравнению с «литьём» и «штамповкой». В большинстве случаев, эти колёса служат на протяжении всей эксплуатации автомобиля. Быстрее порвётся резина или сломается подвеска, чем лопнет кованый диск. Вместе с этим, конструкция металла довольно эластичная и поддаётся ремонту.
  • Красивый внешний вид. Кованые диски имеют более красивый дизайн, нежели аналоги из стали или всё тоже «литьё». Упрочнённый алюминий в конструкции, позволяет делать спицы более тонкими и изящными.

При повреждении, кованый диск достойно переносит рихтовку, правку или прокатку. При меньшей концентрации магния в сплаве, на поверхности не появляется окисление.

Dezent


Еще один немецкий производитель, входящий в состав крупнейшего холдинга, Alcar, попал и в нашу ТОПовую десятку лучших дисков. Диски Дезент отличаются надежностью, прочностью, обилием типоразмеров и моделей, а также качественным покрытием.

Достоинства дисков Dezent

— Самоочищающееся от воды и грязи покрытие, нанесенное по нанотехнологии Nano tec brilliant silver, надежно защищает от появления коррозии вследствие агрессивного воздействия химических реагентов, влаги, абразивных веществ. Толстый лакокрасочный слой тестируется в солевом тумане в течение 300 часов (13 дней).

— Прочность конструкции на наличие дефектов и пустот многократно проверяется не только с помощью рентгена, но и ультразвукового излучения.

— Примененная в ряде моделей технология EH2+Hump дает возможность их использования с беспрокольными шинами Run Flat.

Разновидности

Все эти элементы колеса можно разделить на 2 большие группы: магниевые и алюминиевые. Какие из них лучше приобрести?

Магниевые

В основе лежит не алюминиевый сплав с различными добавками, а магниевый. Главная их особенность – высокая теплопроводность, что позволяет снизить температуру спиц и тормозного механизма. Это помогает  увеличить и без того немаленький срок службы колодки. Небольшой минус заключается в том, что не везде их можно свободно приобрести, только под заказ.

Алюминиевые

В целом, алюминиевый вариант практически не отличается от магниевого по параметрам. А средняя стоимость первого даже ниже. Кроме того, они распространены и имеются в свободной продаже в большом количестве.

Итоги – какие легкосплавные диски стоит выбрать?

Выбор зависит от ваших вкусов, бюджета, а также типа автомобиля. Кованой продукции на российском рынке крайне мало, есть лишь отечественные предложения и редкие экземпляры с разборок. Новые импортные кованые диски обойдутся чрезмерно дорого, а затем их придется регулярно обслуживать из-за низкого качества дорожного покрытия. Поэтому чаще всего владельцы автомобилей отдают предпочтение именно литым вариантам.

Если же вы хотите сэкономить и не подвергать свою поездку опасности, лучше выбрать штампованные стальные диски без особых проблем в эксплуатации. Такая продукция достаточно долго служит, легко ремонтируется, но выглядит не слишком презентабельно. Покупать же дешевые легкосплавные диски не стоит. С такой покупкой вы получите только ряд неприятностей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Где купить?
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: